Битва при Грюнвальде

Грюнвальдская битва — решающее сражение «Великой войны» 1409—1411 г.г., которое произошло 15 июля 1410 г.

На рубеже XIV–XV веков. в Прибалтике образовался целый ряд противоречий между государствами региона, которые могли быть разрешены лишь силой оружия. Великое княжество Литовское, расширяя свои пределы, начало претендовать на господство в Прибалтике и на землях Западной Руси. Вторым крупным из славянских государств здесь была Польша, тоже претендовавшая на главенство в западном славянском мире.

Третьим, в некоторой мере искусственным образованием стал Тевтонский рыцарский орден, руководство которого (великий магистр) в 1309 году обосновалось в Пруссии и в союзе с Ганзой, объединением немецких городов-государств, стало проводить политику колонизации Прибалтики и вообще славянских земель.

Столкновения было не избежать. Угроза немецкой и вообще западноевропейской экспансии привела к объединению Литвы и Польши посредством династического брака литовского князя Ягайло с королевой Польши Ядвигой (1386 год). Объединение было непрочное. Литовская знать неоднократно выступала против него, и по договору 1392 года пожизненном правителем Великого княжества Литовского стал князь Витовт.

Новое польско-литовское государственное объединение пыталось и далее расширять свои владения на восток и на запад. На восток продвижение польско-литовских сил было остановлено неудачной битвой на Ворскле в 1399 году, где Витовт столкнулся с татарами. Великий князь московский, формально продолжавший входить в состав Орды, также не пустил Витовта далее речки Угры.

Там и была определена граница. А тем временем на севере, на балтийском побережье активизировался Тевтонский орден. Рыцари смогли захватить у поляков Добржинскую землю, а у литовского княжества Жмудь. Все время вспыхивали пограничные конфликты. Началось восстание местного населения в Жмуди, повстанцам помогал Витовт. Все это послужило поводом к объявлению Орденом войны Литве и Польше.

1409 год, 6 августа — магистр Ульрих фон Юнгинген объявил войну королю Ягайло и вторгся в польские земли, сразу сумев захватить 5 пограничных крепостей. Ягайло созвал ополчение и отбил одну крепость. Осенью пришлось заключить перемирие, так как обе стороны не были достаточно подготовленными к войне.

За зиму провели основательную подготовку. Орден собрал отряды наемников и пригласил много рыцарей из стран Западной Европы, кроме имевшихся в составе Ордена. Укрепляли замки, собирали продовольствие.

Зимой 1409/10 года — поляки, литовцы и русские, которые входили в состав литовского княжества, договорились о совместных действиях. Польское войско собиралось в районе Познани, русско-литовское на р. Нарев. Ожидали войска из Малой Польши, добровольев из Венгрии и Чехии, вспомогательное татарское войско.

1410 год, июнь — союзные войска выдвинулись навстречу друг другу и соединились на Висле в районе Червинска 2 июля. Объединенное войско направилось к границе Ордена вверх по течению речки Вкра. 7 июля уже поблизости границы Ягайло провел смотр войскам и устроил ложную тревогу. 8 июля войско отдыхало, 9-го перешло границу Ордена. Там были назначены командующие войсками. Литовцы и поляки сохранили раздельное командование. Литовско-русскими войсками остался командовать Витовт, командование польским войском поручили коронному маршалу Збигневу (Зындраму).

В тот-же день после перехода границы войска Ягайло заняли немецкую крепость Лаутенбург, еще ранее, пока основное войско отдыхало, боковые отряды заняли Сольдау и Нейденбург. 10 июля Ягайло встретил немецкие войска на укрепленной позиции за речкой Древенца и решил обойти их с востока. Польско-литовское войско двинулось на Сольдау, где перешло речку. Магистр Ульрих устремился наперерез союзникам и занял позицию у Танненберга. Польско-литовское войско медленно продвигалось на север, по дороге взяв и разграбив город Гильбенбург (Домбровно).

15 июля войска встретились недалеко от деревни Танненберг. Всю предыдущую ночь была буря, лил дождь, который не прекратился и днем. Польско-литовская армия продвигалась медленно. Пройдя за день только 11 км, она встала на отдых в лесу около озера Любань. Высланные вперед разъезды увидали впереди на холмах войска Ордена.

Оба войска какое-то время пребывали в нерешительности. Польско-литовская армия не решалась атаковать противника, находившегося поблизости на холмах, так как не могла развернуть в лесу боевой порядок. Рыцари также не рисковали атаковать своей тяжелой конницей противника в лесу, где у легких подвижных вспомогательных войск короля Ягайло были все преимущества.

Вопрос был разрешен по-рыцарски. Ульрих решил послать королю Ягайло в качестве вызова к бою два меча и отойти, чтобы очистить для польско-литовской армии место для боя.

Польско-литовская армия в то время не была неким единым организмом. Это было объединение феодальных ополчений. Войска Ордена были более однородны.

Количество воинов, выставленных Орденом, по подсчетам различных источников, колеблется от 11 до 27 тысяч человек. По Е.Разину, на поле боя было около 4 тысяч рыцарей (громадная, прямо невиданная концентрация профессиональных воинов), до 3 тысяч оруженосцев и около 4 тысяч арбалетчиков. Все они были объединены в 51 знамя. и указывают, что в сражении участвовали немецкие, французские и другие рыцари, наемники-швейцарцы, английские лучники и т.д., всего представители 22 народностей.

На вооружении Ордена были бомбарды, количество которых не указывается.

Польско-литовские войска состояли из 91 хоругви и 3 тысяч татар. Е.А. Разин производит интересный подсчет хоругвий по их этнической принадлежности. Польское войско выставило 51 хоругвь, из них 42 чисто польские, 2 хоругви наемников и 7 хоругвей из уроженцев русских областей. Литовское войско выставило 40 хоругвей, из них 36 русских. Таким образом, войско состояло из 43 русских хоругвей, 42 польских, 4 литовских и 2 хоругвей наемников. Кроме этого, в войско входили наемные отряды из армян, волохов, венгров, чехов (чехами командовал знаменитый Ян Жижка), моравов. Всего от 10 народностей.

Войска Ордена вначале выстроились в три линии; потом 15 знамен Валленрода, стоявшие изначально во второй линии, вышли из общего строя и пристроились к первой линии, удлинив левый фланг построения. Таким образом, в центре и на правом фланге орденского войска стояли 20 знамен Лихтенштейна, на левом фланге — 15 знамен Валленрода. Бывшая третья линия, ставшая резервом, под командованием магистра Ульриха фон Юнгингена находилась за центром и правым флангом общего построения. Бомбарды были выдвинуты перед расположением войск и прикрыты арбалетчиками. Общая протяженность фронта построения войск Ордена была 2,5 км.

Польско-литовская армия построилась в три линии: «чельный», «вальный» и «отвальный» хуфцы (передняя, средняя и тыльная линии). На оконечности правого фланга вне общего трехлинейного построения встали татары. Главное войско разделили на два крыла. Польские воины — на левом крыле. Пришедшие в составе польского войска 7 русских хоругвей стояли на правом фланге левого крыла во всех трех линиях.

Русско-литовское войско составило правое крыло. В первой линии на правом фланге крыла стали литовские хоругви. Все остальное построение правого крыла состояло из русских хоругвей. Три смоленских полка были расположены во второй линии на левом фланге правого крыла.

Общая протяженность построения была 2 км. Справа позицию союзников прикрывала речка Марша и озеро Лубень, слева — Грюнвальдский лес.

Оба командующих были позади своих войск на возвышенных местах.

В полдень от крестоносцев прибыли гарольды с мечами от великого магистра, поляками вызов был принят. Выдвинулись из леса и построились в описанный выше боевой порядок.

Перед началом сражения король Ягайло посвятил в рыцари около 1000 молодых воинов. Церемония была как бы психологической подготовкой к предстоящему бою.

Грюнвальдская битва началась ближе к вечеру, когда погода наладилась. Открыл его залп бомбард Ордена. Однако ядра перенесло, они упали в тылу польских войск. Сразу же началась атака татар, которые, не соблюдая строя, понеслись на тевтонских рыцарей. Рыцари были осыпаны стрелами, однако особых потерь не понесли.

Магистр велел Валленроду контратаковать татар. Левый фланг войск Ордена выдвинулся вперед. Атака велась с ускорением темпа — шаг, рысь, галоп. Татары не смогли выдержать удара тяжелой конницы и бросились бежать. На поддержку татар двинули всю русско-литовскую армию Витовта.

Лобовое столкновение крестоносцев и русско-литовской конницы было не в пользу славян и литовцев. Опрокинутая конница Витовта отскочила, начала уходить вдоль течения речки. Виленская и трокская хоругви, которые состояли из этнических литовцев, пытались еще сопротивляться, но были сбиты и они.

Девять знамен Валленрода кинулись преследовать отступающего противника, а шесть задержались на поле боя, так как наткнулись на жесткую оборону трех смоленских полков под командованием Юрия Мстиславского и Семена Лингвена Ольгердовича.

Тевтонцы (шесть знамен) смогли окружить эти полки, один смоленский полк полег на месте, но два других пробились, отошли к правому флангу левого крыла и стали, развернувшись на восток, против преследовавших их рыцарей.

Командовавший левым крылом Зындрам бросил в бой 1-ю линию польских рыцарей. Ульрих Юнгинген отправил навстречу полякам 20 знамен Лихтенштейна. Столкнулись 20 знамен тевтонских рыцарей с 17-ю хоругвями польских. В жестоком рукопашном бою поляки начали теснить Лихтенштейна и прорывать его линию.

Валленрод тем временем остановил преследование русско-литовской конницы и возвратил свои знамена на поле боя. Его рыцари ударили во фланг 2-й и 3-й линий Зындрама и в тыл 1-й линии, которая уже почти опрокинула Лихтенштейна.

Оказавшаяся практически в окружении 1-я линия польских рыцарей упорно держалась, а атака во фланг 2-й и 3-й линий не удалась. Здесь тевтонцы вновь наткнулись на смоленские полки, поддержанные 2-й линией поляков. Потому как возвратившиеся из преследования рыцари атаковали порознь, смоляне легко смогли отбить их наскоки.

Наступал критический момент. Первую польскую линию окружили со всех сторон; там пало большое королевское знамя. Бой грозил вылиться в бойню. Ягайло приказал 2-й линии поляков двигаться вперед. 2-я линия польских рыцарей при поддержке русских полков поторопилась на помощь первой. Королевское знамя было выручено, сам Лихтенштейн оказался в окружении, и вся огромная масса дерущихся начала медленно откатываться на север, к позициям тевтонцев.

Крыло Валленрода, расстроенное неудавшейся атакой на смоленские полки и частично втянувшееся в общую сечу, не смогло оказать решающего влияния на ход сражения. Тогда сам магистр решил переломить его общей атакой резерва. 16 резервных знамен он повел, обходя общую свалку справа, чтобы ударить польским рыцарям во фланг и тыл. Ягайло бросил против резерва магистра свой последний резерв — 17 хоругвей третьей польской линии.

Как видно, тевтонские рыцари не ожидали, что у поляков остались какие-то резервы. Увидав приближение третьей линии польских рыцарей, Ульрих фон Юнгинген изменил свой первоначальный план, он не решился бить во фланг и тыл 1-й и 2-й польских линий, которые уже давно смешались с тевтонцами и каких-то четких линий не представляли.

Но для перенаправления своих знамен, и указания нового направления атаки, магистру необходимы были время и пространство. Как бы то ни было, но резерв Юнгингена остановил свое продвижение, чтобы развернуться или даже перестроиться, и несущаяся во весь опор 3-я линия польских рыцарей атаковала практически неподвижного противника, что сразу же решило исход битвы.

К тому моменту Витовт смог остановить бегство русско-литовской конницы и снова повести ее на поле боя. Удар расскакавшейся русско-литовской конницы на смешанные, потерявшие строй знамена крестоносцев окончательно решил дело. Шесть знамен в панике бежало с поля боя. Часть рыцарей смогла укрыться в вагенбурге. Вагенбург взяли штурмом. Магистр Ульрих фон Юнгинген, отказавшийся покинуть поле боя, был убит литовским рыцарем.

Преследование продолжалось на расстояние 25–30 км. Тевтонцы понесли огромные потери. Польско-литовская армия, тоже сильно пострадавшая, три дня оставалась на поле боя, празднуя победу и залечивая раны. Стратегического преследования организовано не было.

Отойдя от шока, крестоносцы организовали оборону Мариенбурга. Явившиеся под его стены польско-литовские войска так и не смогли взять город. Витовт рассорился с Ягайло и отказался продолжать войну.

Тем не менее военное могущество после Грюнвальдской битвы, Тевтонского рыцарского ордена было подорвано, он перестал играть ведущую роль в Прибалтике и в скором времени (в 1466 году) прекратил свое существование.

С другой стороны, общая победа в Грюнвальдской битве сплотила польско-литовско-русское население региона, усилила мощь нового государственного образования западных славян и литовцев.